Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет


Международная научно-практическая конференция
«Мир просвещения:
информация, образование, мудрость»

17 сентября 2010 года,
Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис



В Просвещение – необходимое условие перемен в обществе. Оно знакомит нас с мудростью и опытом прошлых поколений. Именно оно призвано пробудить в человеке такие способности, развить такие внутренние силы, которые помогут достойно справляться с жизненными ситуациями сегодняшнего дня и с уверенностью встретить день завтрашний. Просвещение – мост, соединяющий нас с прошлым и ведущий в будущее.

 

Инициаторы конференции:

  • Региональная культурно-просветительская общественная
    организация «СПб Центр Брахма Кумарис»
  • Кафедра менеджмента в сфере образования Московской
    высшей школы социальных и экономических наук
  • Кафедра социальной философии и философии истории
    философского факультета СПб государственного университета
  • Информационно-вычислительный центр Российского
    государственного гидрометеорологического университета
  • Гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века»

В работе конференции приняли участие учителя, методисты, руководители средней и высшей школы, профессиональных училищ, представители общественных организаций из Германии, Индии, Украины, Белоруссии, Казахстана, а также из разных городов России: Санкт-Петербурга, Москвы, Череповца, Вологды, Сочи, Архангельска, Великого Новгорода, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Тольятти.

Резолюция конференции

 

Учитель: служба и служение
(из выступлений участников конференции)

Леонид Александрович Михайлов,
доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» Учитель – это полет души, это не профессия. Я глубоко убежден в том, что тот внутренний огонь, который поддерживают замечательные люди, отдавшие всю жизнь делу просвещения, внутренний огонь тех, кто собрался сегодня здесь, чтобы поделиться своим теплом, – все это очень дорогого стоит. Стоит многих часов переживаний, стоит постоянного обучения, стоит поиска себя. Эта конференция для каждого из нас явится еще одной ступенью к самому себе, к подтверждению своих приоритетов и ценностей.

Диди Сантош,
директор СПб Центра Брахма Кумарис

Все мы хотим способствовать созданию такой системы образования, которая помогала бы проявить в человеке самое лучшее, гуманное, то есть собственно человеческое. Ключевую роль в реализации этой задачи играет учитель. Все мы прекрасно знаем, какой поступок хорош, а какой – аморален. Но в сложной, критической ситуации мы порой не в силах сдержаться, сохранить самообладание, проявить характер. И особенно опасно оступиться таким образом в детском или подростковом возрасте. Вот почему так важно, чтобы перед учеником всегда находился тот, кто вдохновлял бы его своим примером, своей жизнью. Таким учителям мы кланяемся, и эту конференцию мы посвящаем им.

Олег Ермолаевич Лебедев,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук

Этот год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Становление нравственных стандартов во многом будет определяться тем, какой будет миссия учителя в школе, как он осознает эту свою миссию. Будет ли это службой или служением? В чем, например, может выражаться служение учителя физики, математики, истории? Можно ли требовать от каждого, кто выбрал педагогическую профессию, чтобы она стала для него служением? В дореволюционной России было 280 тыс. учителей, в 1960-е в СССР их было уже два миллиона. 60-е годы – это время повышенного общественного интереса к Сухомлинскому. Сухомлинский – пример служения, но много ли Сухомлинских было в школе? Один из признаков учительского служения в школе – это способность учителя к нравственному просвещению детей, но не за счет нравоучений, а за счет своего нравственного поведения, готовности обсуждать с детьми те проблемы, которые их сегодня волнуют. Если мы хотим сделать работу служением, то прежде всего надо ориентироваться на создание авторитетного слоя в профессиональной среде. Если появится такой слой, и если он будет иметь общественную поддержку, это окажет влияние на всю систему образования.

Диди Судеш, директор центров Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета (БКВДУ) в Европе
Образование, которое дается в БКВДУ, построено на универсальных нравственных ценностях. Я думаю, именно поэтому программы Брахма Кумарис все шире применяются в общеобразовательных школах, колледжах, университетах Индии. Преподавательская деятельность во всех центрах носит волонтерский характер. Наши центры в Индии так и называются: «центры служения». Задача духовности в системе образования состоит в том, чтобы пробудить у учащихся живой, неподдельный интерес к самопостижению. Духовность – это лаборатория жизни, в которой ученик размышляет, выдвигает гипотезы, ставит практические опыты и получает результаты. Основатель Университета Праджапита Брахма говорил: «Вы учите для того, чтобы сделать жизнь своих учеников возвышенной, божественной. Ваша задача – пробудить то, что в них уже заложено». Этот процесс можно сравнить с огранкой бриллианта, пройдя которую он начинает сверкать, являя свою подлинную красоту. Каждый из нас – это такой же бриллиант, и смысл духовного воспитания – в том, чтобы помочь вступающему в жизнь человеку осознать свой внутренний свет и на его основе сделать свою жизнь по-настоящему ценной. Наша ответственность заключается прежде всего в том, чтобы никогда не переставать учиться, совершенствовать в себе качества, которые мы собираемся воспитывать в других.

Наталия Ильинична Элиасберг,
Заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор СПб академии последипломного педагогического образования, президент Гуманитарного педагогического центра «Гражданин ХХIвека»

«Учитель – это лучшее место на земле» – такой девиз я выбрала, отмечая юбилей своей работы в школе. Надо ли противопоставлять службу и служение? Есть набор обязанностей по службе, но если для тебя это только служба, это очень тяжело. А если это – твое, если ты понимаешь, что помогаешь растить детей, то школа тебя спасает от многого, заставляет держаться, помогает в житейских неприятностях, потому что там тебя встречают дети. Образование – это воспитание и обучение (новое определение в законе об образовании). Речь идет о школе, где воспитание приоритетно, где к ученику относятся как к личности. А воспитать личность может только личность. Поэтому очень важно повышение культуры самих учителей, смягчение нравов учителей. Когда-то Наум Коржавин писал: «Время дано, оно не подлежит обсуждению. Обсуждению подлежишь ты, разместившийся во времени». Разработанная нами и получившая широкое признание "Санкт-Петербургская модель гражданско-правового образования в школе" как раз направлена на становление и развитие личности и в первую очередь – воспитание ее гражданских чувств, приобретение необходимых знаний и приобретение опыта социально полезной деятельности. Мы строим нашу систему на трех основных компонентах: на ценностях, которые приводят к формированию гражданской позиции, на знаниях, обеспечивающих социально-гражданскую компетентность, и, наконец, на приобретении практического опыта позитивной, гражданской деятельности.

Евгения Владимировна Вилутене,
Заслуженный учитель Российской Федерации, главный специалист Комитета по образованию

Среди наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед Комитетом по образованию, – повышение авторитета учителя. Являясь хранительницей традиций, Петербургская школа вместе с тем воспитывает человека будущего. Учитель обязан воспитать ученика, который сможет адекватно реагировать на ситуации в интенсивно меняющемся мире. Для этого сам учитель должен быть современным, только тогда он сможет воспитать современного ребенка и будет этому ребенку интересен. Для этого учителю необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Совсем недавно Комитетом разработана принципиально новая модель повышения квалификации, согласно которой учитель сам выбирает место и направление повышения квалификации. Среди других мер по повышению авторитета учителя, принимаемых сегодня Правительством города и Комитетом по образованию, назову работу по улучшению условий труда преподавателя, состояния классных помещений, их технической оснащенности, обеспечение учителей жильем и достойной зарплатой. Могу сказать, что, в сравнении с другими регионами России, Санкт-Петербург занимает достойное место по оплате труда учителей. Думаю, что эти меры важны для повышения статуса учителя в его собственных глазах и в глазах учащихся.

Владимир Викторович Михайленко,
председатель Совета по национально-культурным объединениям в СПб и соотечественников за рубежом при Комитете по внешним связям

Как говорил академик Д. С. Лихачев: «Дорогие педагоги, давайте отойдем от классического «бытие определяет сознание», давайте пойдем от обратного: сознание наше определяет то, как мы живем». Давайте будем работать над нашим сознанием, формировать нашу душу, воспитывать у молодежи чувство сострадания, ответственности, толерантности, уважения. Когда благодаря усилиям губернатора была принята программа «Толерантность», никто серьезно не думал, насколько меняется школа, насколько динамично она развивается. По оценке специалистов, у нас сегодня 90% смешанного этнокомпонента. Появилось свыше ста молодежных инонациональных организаций. И хотя программа «Толерантность» была удостоена высокой оценки ЮНЕСКО, почетного диплома за лучший в Европе механизм реализации, но когда стали подводить итоги, то выяснилось, что все мы очень хорошо работаем с отличниками, с молодежью, учащимися, которые мотивированы, инициированы, которым интересно. А за бортом оказались дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной ситуации, имеющие ограниченные возможности здоровья, и их достаточно много. Кроме того, из программы совершенно выпала семья. Наша программа по толерантности требует инноваций, новых подходов, новых учебников и новых кадров, умеющих работать с учениками в совершенно новой сфере – сфере межэтнических отношений, межкультурного диалога.

Галина Савельевна Артынюк,
доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Сегодняшнее образование основано на привитии определенного объема знаний. Оно не учит быть счастливыми. Можно купить большой дом, но нельзя купить в нем уюта; можно купить красивую жену, но не купишь любви; можно купить удобную кровать, но не купишь спокойного сна. Сейчас школа не помогает развитию тех бесценных качеств, которые заложены в каждом: любовь, сердечность, честность, чистота, терпение, искренность, самообладание, воля, справедливость… По моему опыту, именно этим ценностям учат здесь, в петербургском Центре Брахма Кумарис, и в штаб-квартире Брахма Кумарис в Маунт Абу, в Индии, где мне посчастливилось побывать. Учат тому, как узнать, выявить свои истинные человеческие качества. А если из сердца, из души ты этого не достал, то ты не сумеешь выстроить отношения ни с собой, ни с другими. Тогда начинаются коммуникативные неудачи, сбои, проблемы. У сегодняшней молодежи масса ментальных и моральных проблем. И чтобы вернуть их к нравственным ценностям, нам, педагогам, надо учиться самим эти ценности излучать. Чему я учусь, а значит, учу и своих студентов? Тому, как убирать конфликты, как дарить тепло, нежность, покой, как активизировать творчество и вдохновение. Учусь тому, что надо пересматривать отношения с людьми и с самим собой, отказываться от старого, формального – от всего, что тормозит развитие.

Марина Августиновна Трубина,
начальник информационно-вычислительного центра Российского государственного гидрометеорологического университета

Я хочу остановиться на одном курсе из концепции опережающего образования – курсе «Социальная информатика». Задача курса – как выжить в информационном обществе, как суметь остаться человеком в условиях натиска информации, потому что уровень информационного насилия сегодня достаточно высок, и особенно мы это видим на младших членах нашего общества. Появилось сложное поколение с психическими болезнями, склонностью к суициду – это влияние информации. Обратите внимание на такое понятие, как «социопатия», это заболевание, характерное для подростков. Я бы сравнила информацию и кислород. К печальным последствиям для здоровья человека может приводить как недостаток, так и избыток кислорода. То же самое верно и в применении к информации. К уже имеющимся болезням цивилизации сегодня добавилась инфомания. Мы все ждем информацию, нам должен кто-то позвонить, прислать SMS, электронную почту. К сожалению, молодое поколение уже болеет этим. Думается, что в качестве профилактики этих недугов целесообразно периодически устраивать День тишины. Если говорить о воспитании детей, о формировании их представлений о жизни, здесь особое значение имеет личность преподавателя. Если медики стоят вторыми после Бога, то педагоги с ними рядом, потому что формирование не только интеллекта, но и души, отношение к обществу, к родителям, к друзьям, к себе самому идет не только от семьи, но и от педагога.

Лариса Михайловна Соловьева,
педагог-психолог Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии №1

«Та нация, которая сегодня сумеет создать наиболее совершенную систему «Учитель», станет лидером XXI века», – сказал академик Н. Н. Моисеев. Парадигма нашего учреждения основывается на триаде – знание, духовность и престижность. Духовность стоит в центре, и по нашему мнению, это та главная черта, которая отличает профессионала от просто специалиста. В нашем учреждении находятся дети и молодые люди, которые лишены очень многого в этом мире, и наша задача – создать специальные условия, которые помогут им реализовать свой потенциал. У коллектива долгие годы была мечта – создать оазис любви. И был создан реабилитационный центр, в котором молодые люди могут получить профессию и подготовиться к жизни в обычном мире. За счет создания уникальной коррекционной среды наши дети могут делать гораздо больше, чем делают в городских школах дети с легкой умственной отсталостью. Наши дети участвуют в Специальных олимпийских играх, есть даже пятикратная чемпионка.

Виктор Васильевич Богданов,
заместитель директора ГОУ НПО «Невский политехнический профессиональный лицей им. А. Г. Неболсина», вице-президент международного фонда профессионального образования им. А. Г. Неболсина

Недавно наш президент говорил о необходимости возрождения начального профессионального образования. Он призвал задуматься о том, кого мы будем выпускать в нашу экономику. Сейчас проблема рабочих кадров стоит очень остро. А готовить их надо так, чтобы они стали настоящими профессионалами, ведь можно уметь и знать, но при этом не быть профессионалом. Профессионал – это тот, кто носит свою профессию в душе. Он знает: его ждут на работе не просто потому, что он должен что-то сделать, а потому что он становится нужным коллективу. А такого воспитать сегодня непросто. Спрашиваю у лучшего мастера, почему у него ребята сдают экзамены так хорошо. Он отвечает: «А они (ребята) интересные!» То есть он видит их как личности. Я бы сказал: в этом проявляется педагогически-человеческий подход. У нас в лицее преподаватели девяти национальностей и ученики двенадцати национальностей, и у всех прекрасные отношения. У нас уважение идет сверху вниз – от директора до уборщицы, и от старшего курса к младшему. А сейчас появились малыши, и теперь старшие воспитывают младших. Знаете, мостик между просветительским и профессиональным образованием уже есть. Его строить не надо, просто нужно его поддерживать и все время по нему ходить.

Владимир Владимирович Кучурин,
кандидат исторических наук, заместитель директора научно-методического центра Красногвардейского района, руководитель Центра информатизации образования

В настоящее время в школе явно отсутствует ценностное единство, господствует ценностная эклектика. В связи с этим возникает вопрос, каким образом нам добиться гармоничного синтеза тех ценностей, руководствуясь которыми можно осуществлять духовно-нравственное воспитание в школе, и на какой основе могут быть объединены религиозные и светские ценности в современной школе? На мой взгляд, это возможно сделать, руководствуясь либеральными принципами демократического государства и общества. Это гуманизм, свобода совести, академическая свобода, светский характер образования и др. При этом нельзя и даже опасно сводить духовно-нравственное воспитание к духовно-нравственной пропаганде. Необходима не трансляция готового духовно-нравственного опыта, а его живая, деятельностная интерпретация в процессе обсуждения, дискуссии, беседы. И целью духовно-нравственного воспитания в этом случае будет не введение во храм, хотя это, в общем-то, тоже неплохо, не решение политических проблем, а духовно-нравственное развитие учащихся, то есть мы, как учителя, воспитатели, должны руководствоваться не конфессиональными, не политическими, а исключительно педагогическими целями и решать исключительно педагогические задачи. Только в этом случае религия и религиозные ценности могут органично войти в жизнь российской школы, не нарушая принцип светскости образования и право учащихся на свободу совести.

Светлана Анатольевна Никулина, учитель
Я рассматриваю духовно-нравственные ценности не как нечто отдельное от человека, привносимое извне. У каждого из нас они есть, и именно это нас объединяет. Как учитель начальных классов, я пришла к такому выводу: любая личность – носитель определенных качеств, и большая часть из них – позитивная, поэтому мы и дороги друг другу, и каждая наша встреча – это какой-то обмен. Какие-то перемены в школе могут начаться только тогда, когда они начнутся в учителе. Даже если мы предложим самую прекрасную идею и принесем ее в школу, нам все равно нужно будет найти того, кто смог бы изо дня в день вносить ее в практику. На самом деле духовно-нравственным воспитанием занимается каждый учитель – в силу того, что находится на этом месте. А насколько качественно он это делает, зависит от того, какими качествами он сам обладает. Если мы посмотрим на реальную картину, то увидим, что у нас зачастую не хватает сил нести на себе эту ношу. Ведь можно обладать многими талантами, но не суметь воплотить их в практические дела. Что касается религии, то тут недопустимо никакое насилие, никакое вмешательство со стороны. Это внутренний мир каждого, и каждый в свое время найдет ответ на все вопросы в соответствии со своими внутренними потребностями. Пока в школе все это носит очень формальный характер.

Татьяна Ивановна Бырева, директор школы Гёте Шуле
Личность учителя – вот главное! Если ребенку повезет, и он встретится именно с таким учителем, встретится с личностью, то ребенок будет иметь для себя ориентир. Поэтому я, как директор, все время напоминаю своим учителям об этом: вы должны быть ориентированы на детей. Вы должны отдавать себе отчет в том, что кто-то из детей, пускай невольно, берет вас себе как звезду, как идеал. Значит, встает вопрос о целях и задачах, которые мы ставим перед учебным процессом. Раньше этой целью был объем знаний, переданных учащимся. Разумеется, это было легче контролировать и оценивать, и тем не менее сегодня этот подход устарел. Цель должна быть такой: с помощью учебной программы развивать и воспитывать ребенка – для того чтобы рос гармонично развитый человек. Если в центре учебного процесса будет человек, то нам не придется вести отдельных разговоров о духовности и нравственности. Духовно-нравственное развитие станет естественным.

Константин Семенович Пигров,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Я хотел бы обратить ваше внимание на роль образования в контексте проблемы старости. Образование необходимо не только молодым людям. Оно играет исключительную роль именно для старости. Это касается особенно гуманитарного образования, не нацеленного на решение утилитарных проблем нашего мира. Когда человек вступает в возраст старости, создаются условия для того, чтобы на первое место вышла его разумная душа. Старик с помощью аскезы преодолевает наивную идентификацию со своим телом. Гуманитарное образование, искусство, культура готовят нас к достойной старости, учат идентифицироваться с телами других людей, с телом своей нации, со всем человечеством, с биосферой, с Землей, со Вселенной и, наконец, с Абсолютом. Поэтому старость оказывается лучшим возрастом человеческой жизни, в котором человек может осуществить свое подлинное предназначение.

Валерий Васильевич Ложко,
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов, член редакционного совета журнала «Проблемы современной экономики»

Как сказал Лев Николаевич Толстой, цель жизни – сама жизнь. Человеком должна быть понята и осмыслена культура мыслей, культура действий, и тогда появится культура жизни. Все начинается с нашего мышления: какое мышление, такой и будет наша жизнь. Негативные мысли – значит, негативные действия, а значит, негативная жизнь. В системе образования необходимо формирование нравственного мировоззрения, от этого зависит то, кем мы становимся в этой жизни. В контексте сегодняшней программы уместно вспомнить великого педагога, философа-гуманиста, общественного деятеля и ученого XVI века Яна Амоса Коменского. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов обучения и воспитания, показать тесную связь формирования личности с глобальными законами информации, природы и общества. В этой связи мне хочется отметить образовательную систему Брахма Кумарис, которая, как мне кажется, обладает рядом качеств, отсутствующих у современной системы государственного образования. А ведь именно эти качества делают людей способными не просто выжить в условиях глобализации, но и позитивно развиваться. При такой содержательной стратегии образования достигается личный успех каждого человека и успех всего общества. Но для этого соответствующими знаниями, умениями и мировоззрением должны обладать все работники системы образования.

 

 

 



Введение | История Университета | БК и ООН
Вопросы и ответы | Как учиться | Литература | Публикации
Адреса | События | Программы в ближайшее время


Rambler's Top100